Обучение иностранным языкам в России раньше было доступно только привилегированным сословиям. В XVIII-XIX веке каждый ребенок в уважающей себя дворянской семье обязан был свободно владеть французским языком. Для этого выписывали репетиторов из-за границы, а занятия проходили на дому. В советской школе в довоенный период основным иностранным языком был немецкий. С развитием системы общего школьного образования в XX веке и изменением расстановки сил в мире все больший вес приобретал английский язык. Со временем он стал основным языком международного общения в бизнесе, дипломатии и культуре. В связи с закрытостью Советского Союза в школах английский преподавали не на самом высоком уровне, поэтому выпускники школ имели в аттестате оценку, но не имели знаний, за исключением школ с углублённым изучением языков. Впрочем, огорчения по этому поводу никто не испытывал, поскольку применить свои знания на практике подавляющее большинство советских людей просто не могло. В современной России ситуация постепенно исправляется. Английскому выделяется большее количество часов в школьной программе, обновляются методики преподавания и преподавательский состав. Открывается множество языковых школ для людей разного возраста, доступна специализированная литература и процветает репетиторство.
Профессия «учитель английского языка» предусматривает не только обучение слушателей основам фонетики, лексики и грамматики. Хороший преподаватель умеет заинтересовать ребенка в изучении языков не только аргументом "без английского сейчас в жизни никуда", но и своими обширными знаниями во всех направлениях, связанных со своим предметом. Ученикам необходимо давать такие знания, которые можно будет применить в реальной жизни. Заучивание слов и правил – это хорошо, но умение говорить и понимать услышанное – не менее важно. Поэтому хорошие учителя проводят изучение языков на материале явлений повседневной жизни: политики, спорта, моды, путешествий, музыки, кино и т.д. Преподаватель должен прекрасно ориентироваться во всех этих темах, ему нужно иметь широкую эрудицию и современные знания. Важный аспект освоения языка – это изучение культуры соответствующей страны. Если речь идет об английском, то здесь можно говорить обо всех странах Британского Содружества: Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, а также о США. Знание традиций и культурных особенностей страны помогает людям общаться с представителями других народов. Основными местами работы преподавателей английского являются: общеобразовательные учреждения (детские сады, школы, в том числе частные); учебные заведения профессионального образования (училища, колледжи, университеты); специализированные школы и курсы изучения иностранных языков для людей разного возраста.
Педагогическую деятельность преподавателя английского языка можно категоризировать по видам целей:
- Практическая: предполагает овладение английским языком как средством общения, а также ряда общественных умений (умение работать с книгой, логично и последовательно излагать свои мысли, делать учебные записи, пользоваться современными технологиями обучения), обеспечивающих эффективность овладения языком в заданных параметрах;
- Общеобразовательная: предполагает использование английского языка для повышения общей культуры учащихся, расширения кругозора, знаний об англоговорящих странах и окружающем мире в целом;
- Воспитательная: реализуется через отношение обучающегося к английскому языку и культуре его носителей и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование: уважительного отношения к языку, другой культуре, народу, толерантности;
- Развивающая: проявляется в содействии развитию языковых способностей учащихся, культуры речевого поведения, общеучебных умений, интереса к изучению английского языка, свойств личности (положительные эмоции, волевые качества, память);
- Стратегическая: заключается в формировании вторичной языковой личности, то есть такого уровня владения английским языком, который присущ носителю языка (языковой личности).